search
menu
person

NEWS AND UDATES


Американские программы совершенствования управляемых авиационных бомб (2003)

Американские программы совершенствования управляемых авиационных бомб

Полковник Р. Щербинин

Руководство вооруженных сил США уделяет большое внимание модернизации существующих и созданию новых образцов управляемых авиационных бомб (УАБ). При этом наибольшим приоритетом пользуются программы, предусматривающие разработку относительно дешевых блоков управления для находящихся на вооружении авиационных бомб различного калибра и назначения, новых боевых частей (БЧ) с повышенными проникающей способностью и поражающим действием, а также увеличение дальности бомбометания.
Анализ результатов применения ВВС США УАБ с проникающей БЧ в ходе антитеррористической операции в Афганистане показал их недостаточную эффективность. Считается, что это обусловлено не соответствующей современным требованиям точностью наведения, недостаточной проникающей способностью, а также отсутствием специальных взрывчатых веществ (ВВ), позволяющих эффективно поражать личный состав, склады химического и бактериологического оружия, находящиеся в высокозащищенных сооружениях или естественных укрытиях (пещера, грот и другие). Кроме того, руководство ВС США уделяет повышенное внимание разработке новых УАБ и боевых частей при подготовке нанесения ракетно-бомбовых ударов по Ираку.
Для обеспечения применения существующих УАБ с оптоэлектронными (лазерными, телевизионными или тепловизионными) системами наведения типа «Пэйв Уэй» в сложных метеоусловиях и ночью на них устанавливаются дополнительные блоки управления в составе инерциальной системы управления (ИСУ), сопряженные с космической радионавигационной системой КРНС NAVSTAR. В соответствии с обобщенными техническими требованиями данный блок должен иметь объем не более 400 см3, массу - 0,7 кг и устойчиво работать в сложной помеховой обстановке. При этом необходимо, чтобы его стоимость не превышала 6 тыс. долларов.
Фирмой «Рэйтеон» по контракту с ВВС и ВМС США проводится оснащение такими блоками управления УАБ типа GBU-15, -24, -27 и -28 (усовершенствованные образцы получили обозначение GBU-24 E/B, EGBU-27 и -28). Работы на переоборудование УАБ оцениваются в 50 млн долларов. Одновременно продолжается разработка модернизированного блока управления для этих УАБ, который будет включать также радиолокационный высотомер с доплеровским сужением луча. Этот блок планируется использовать совместно со штатными тепловизионной или телевизионной ГСН для обеспечения режима наведения по рельефу местности. Последний будет реализован путем измерения относительных высот местности, над которой осуществляется пролет УАБ, и их сравнения в режиме реального времени с заложенными в память бортовой ЭВМ данными с последующей коррекцией-траекто-рии полета бомбы. По оценкам американских специалистов, это обеспечит КВО не более 3 м. Кроме того, в рамках программы модернизации УАБ типа GBU-24 запланировано до 2004 года оснастить более 500 боеприпасов боевой частью BLU-116/B (обозначение в ВМС -GBU-24 D/B, в ВВС - GBU-24 С/В).
В настоящее время в качестве базовых систем управления и наведения для перспективных УАБ используются разработанные в рамках программы JDAM универсальные блоки управления, предназначенные для установки на неуправляемые бомбы различных калибров. Основой такого блока является ИСУ, сопряженная с КРНС NAVSTAR, и аэродинамические поверхности управления.
На вооружении ВВС и авиации ВМС США уже состоят и применялись в боевых условиях оснащенные такими блоками УАБ GBU-31 и GBU-32 калибров 2000 и 1000 фунтов. Каждая из бомб имеет две модификации: (V)l - с осколочно-фугасной БЧ Мк84 или Мк83 и (V)3 - с проникающей BLU-109/B и BLU-110/В. Для стабилизации бомбы в полете и обеспечения лучшей управляемости на корпуса бомб дополнительно устанавливаются накладные аэродинамические гребни. Также практически завершены летные испытания еще одного варианта УАБ (предварительное обозначение GBU-38) с осколочно-фугасной БЧ Мк82 калибра 500 фун., принятие на вооружение которой намечено на 2003 год.
Наряду с широкомасштабным производством блоков управления и наведения JDAM управлениями министерства обороны, научно-исследовательскими лабораториями ВВС, ВМС и рядом ведущих аэрокосмических фирм ведутся работы по их совершенствованию. По замыслу разработчиков, блок «Харрис» должен обеспечивать устойчивый прием сигналов КРНС практически в любой точке земли в условиях помех при обеспечении точного (КВО не более 3-5 м) наведения УАБ в случае их прерывания.
В целях повышения точностных характеристик бомбометания фирмой «Боинг» в рамках программы FAD (Fleet Advanced Demonstration) ведутся работы по оснащению УАБ новым малогабаритным тепловизионным координатором цели (ТКЦ) «Дамаск», при создании которого были использованы технологии двойного назначения. Этот ТКЦ предназначен для обнаружения и распознавания цели и коррекции конечного участка траектории УАБ. Данное устройство, особенностью которого является отсутствие следящего привода, устанавливается в носовой части бомбы, интегрируется с системой управления и использует штатный источник питания бое-припаса. Его основными элементами являются оптическая система и матрица чувствительных элементов, обеспечивающие формирование и преобразование изображения.
Для распознавания цели применяются корреляционно-экстремальные алгоритмы, использующие для своей работы снимки заданных объектов в оптическом или радиолокационном диапазоне, переведенные в цифровой формат. Они могут быть получены в ходе предварительной подготовки полетного задания с разведывательных спутников или ЛА, а также непосредственно во время полета с использованием бортовых обнаружительных устройств (РЛС, ИК-станции переднего обзора и т. п.). В первом случае целеуказание производится до вылета оператором службы наземной подготовки, во втором - от самолетной РЛС или ИК-станции переднего обзора, информация с которых поступает на индикатор тактической обстановки в кабине экипажа. После сброса УАБ ее вывод в заданную область пространства производится с помощью ИСУ, корректируемой по данным КРНС NAVSTAR. Активизация ТКЦ производится на дальности цели около 2 км. Поступающая информация анализируется в течение 1-2 с при скорости смены изображения района цели 30 кадр/с. После обнаружения и идентификации цели выполняется коррекция ее координат и ввод в систему управления уточненных при помощи ТКЦ данных. Далее управление УАБ осуществляется в обычном режиме без использования координатора. Запланированная точность бомбометания при этом составит менее 3 м. Летные испытания ТКЦ «Дамаск», интегрированного с УАБ, ведутся с 1999 года. При их проведении отрабатывается режим имитации помех путем отключения приема сигналов КРНС. Общие расходы на создание ТКЦ оцениваются в 15 млн долларов.
В то же время специалисты ВВС считают, что использование оптоэлектронного координатора не обеспечит заданную вероятность поражения цели при выполнении боевых задач в сложной помеховой обстановке. Поэтому с 1999 года реализуется программа «Хаммерхид», предполагающая оснащение УАБ относительно дешевой РЛС с синтезированием апертуры. Кроме того, рассматривается возможность оснащения их РЛС миллиметрового диапазона и (или) различными вариантами скомпелексированных систем (радиолокационных и оптоэлектронных).
В целях повышения дальности бомбометания (величины относа боеприпаса) проводятся работы по оборудованию УАБ складывающимся крылом для поражения целей, находящихся на больших угловых отклонениях от курса носителя, а также после их пролета. Согласно требованиям масса модуля, содержащего крыло и обеспечивающие механизмы, не должна превышать 150 кг при максимальной нормальной перегрузке до 5 единиц. По результатам конкурсных исследований наиболее перспективным считается проект модуля «Даймонд Бэк» фирмы «Алениа - Маркони». Он включает складывающиеся аэродинамические поверхности, реализующие аэродинамическую схему «присоединенное крыло», элемент питания и механизм раскрытия в составе перемещаемой вдоль корпуса бомбы модуля каретки и электропривод. Крыло состоит из четырех стальных профилей, шарнирно соединенных между собой корпусом и кареткой, которая при раскрытии крыла (время раскрытия 3-4 с) совершает поступательное движение по направляющим в хвостовую часть УАБ.
Специалистами фирмы были разработаны такие модули для УАБ GBU-31 и -32, а также калибра 500 фунтов, получивших обобщенное обозначение JDAM-ER. Летные испытания GBU-31 с модулем «Даймонд Бэк» ведутся с 2000 года. В ходе испытания в апреле 2000 года две УАБ, сброшенные с истребителя F-16 с высоты 6 000 и 7 600 м на скорости, соответствующей числу М = 0,8, попали в заданную точку прицеливания. При этом их относ составил 43,2 и 65 км соответственно. Согласно расчетам, проведенным специалистами фирмы «Боинг» для УАБ GBU-31, крыло может обеспечивать максимальный относ до 75 км при сбросе с высот порядка 12 000 м на скорости соответствующей числу М = 0,9.
Начато оснащение УАБ GBU-31, GBU-32 новыми бетонобойными БЧ BLU 116/В (AUP-3) и J-1000 с повышенной проникающей и поражающей способностью. Их предполагается снаряжать как штатным, так и специальным ВВ. Так, в рамках программ демонстрации перспективных технологических концепций управлением по снижению угрозы министерство обороны США совместно с центром разработки систем оружия ВМС и фирмами «Локхид - Мартин» и «Нортроп -Грумман» ведет разработку проникающих БЧ на основе существующих корпусов, но с новым снаряжением (аэрозольное взрывчатое вещество, термохимическое, зажигательное и другие виды). Их предполагается применять в УАБ серии JDAM, «Пэйв Уэй» и ракетах класса «воздух - земля» различной дальности стрельбы.

Рис. 1. Боевая часть HTI-J-1000

В целях более эффективного поражения личного состава противника, расположенного в надежно защищенных и заглубленных фортификационных или естественных укрытиях, создана специальная БЧ, получившая обозначение BLU-118/В и называемая «термобарической» (thermobaric). Она представляет собой корпус БЧ BLU-109/B, снаряженный аэрозольным взрывчатым веществом РВХ Ш-135, основными поражающими факторами которого являются длительное повышенное давление во фронте ударной волны и высокая температура. В ходе боевых действий в Афганистане проведены испытания десяти демонстрационных образцов БЧ BLU-118/В, результаты которых признаны успешными.
Особое внимание уделяется созданию проникающих боевых частей, предназначенных для поражения объектов по производству и хранению химического и биологического оружия. Одним из вариантов является БЧ, получившая обозначение HTI (High Temperature Incendiary)-J-1000 (рис. 1). Она размещается в корпусах существующих BLU-109/B и BLU-116/B (1 000 фунтов) и будет снаряжаться пакетированными термохимическими контейнерами общей массой до 140 кг, содержащими гранулированную смесь титана и бора, а также перхлорат лития. Данная высокотемпературная зажигательная смесь разработана по программе «Вулкан Фэйр», проводимой командованием сил специальных операций. При пробитии боевой частью преграды в зависимости от времени установки программируемого взрывательного устройства происходит выброс зажигательных контейнеров. В результате экзотермической химической реакции (высвобождаемая энергия - до 2 300 кал/г), сопровождаемой повышением температуры до 1 500 °С (в течение не менее 15 мин) выделяются атомарные хлор (до 16 кг) и фтор, а также хлористо- и фтороводородные кислоты. Предполагается, что продукты реакции совместно с высокой температурой способны нейтрализовать химическое или биологическое (бактерии сибирской язвы, лихорадки Эбола и других тяжелых заболеваний) оружие, а малое избыточное давление реакции (не более 0,03 кг/см2) исключает выброс веществ на поверхность. Разрушение контейнеров с отравляющими веществами или агентами биологического оружия обеспечивается входящими в состав БЧ специально разработанными осколочными элементами.
Текущими планами предусматривается до 2004 года изготовление до 30 таких боеприпасов, из которых восемь предназначены для завершения испытаний, а остальные должны поступить на вооружение.
Создание УАБ SDB (Small Diameter Bomb), или 1-250, ведется с 1995 года в рамках программы MMTD (Miniaturized Munitions Technology Demonstration). В рамках этой программы отрабатывается технология малогабаритных УАБ массой около 120 кг (калибр 250 фунтов), предназначенных для поражения наземных целей повышенной защищенности. По мнению американских специалистов, применение таких боеприпасов существенно повысит боевую эффективность самолетов благодаря увеличению на борту носителя количества бомб, имеющих полностью автономное наведение, а также в 3-4 раза увеличит количество целей, поражаемых в ходе одного вылета ударного самолета.
В соответствии с требованиями разрабатываемый унитарный боеприпас должен иметь точность наведения (КВО) около 3 м, глубину проникновения в бетонное перекрытие 1,8 м (по оценкам американских экспертов, около 80 проц. потенциальных целей для боеприпасов такого вида защищены бетонным покрытием толщиной 0,6-1,2 м), заряд ВВ массой около 25 кг, длину 1,8 м и диаметр корпуса 0,15 м. Его предполагается оборудовать ИСУ с коррекцией по данным КРНС N AVSTAR и взрывателем, разрабатываемым по программе HTSF.
На первой фазе программы MMTD (1995— 1997) основное внимание уделялось созданию корпуса бомбы и формы его носовой части. В частности, было определено, что оптимальной является биконическая форма носовой части. Проведенное разработчиками сравнение по ряду параметров авиабомбы 1-250 с боеприпасами BLU-109 и -113 показало, что глубина ее проникновения при оптимальных условиях может составить до 93 и 44 проц. глубины проникновения этих боеприпасов соответственно. Система управления УАБ должна также впервые быть оборудована решетчатыми рулями управления.
Командование ВВС США планирует так называемую «спиральную» разработку УАБ SDB, которая подразумевает постепенное наращивание боевых возможностей боеприпаса при достижении соответствующих уровней технологий. На первом этапе конкурса - «Спираль-1», фирмы-разработчики «Локхид - Мартин» и «Боинг» должны представить вариант УАБ, оснащенной высокопомехозащищеной системой управления. На втором этапе конкурса («Спи-раль-2»), они должны представить аппаратуру и алгоритмы систем, обеспечивающих перенацеливание бомбы в процессе боевого применения и отработать проекты узлов подвески новых боеприпасов, не требующие дополнительной прокладки элементов шины стандарта 1760. В частности, такие работы ведутся в рамках создания универсальных пилонов SMER (Smart Eject Rack), предназначенных для подвески двух-шести УАБ различных калибров и оснащенных автономной системой сброса, питания и целераспределения. Они могут подвешиваться как на внешние пилоны, так и на роторную пусковую установку.

Рис. 2. Концепция подвески вооружения большого калибра в бомбоотсеке стратегического бомбардировщика В-2А

С 2000 года в интересах ВВС в рамках проекта BigBLU фирмы «Боинг» и «Нортроп - Грумман» ведут проработку концепции и основных тактико-технических требований к проникающим БЧ больших (15-30 тыс. фунтов) калибров с различным снаряжением. Вероятнее всего они будут предназначаться для поражения надежно защищенных и заглубленных целей для нанесения ударов, по которым планировалось наносить удары ядерными боеприпасами малой мощности. Такими БЧ должны снаряжаться УАБ, оснащенные высокоточной инерциальной навигационной системой с коррекцией по данным КРНС NAVSTAR. Они могут быть включены в состав вооружения стратегических бомбардировщиков В-2А и В-52Н, имеющих наибольшие массу боевой нагрузки и геометрические размеры бомбоотсеков (длина свыше 6 м, рис. 2). Их подвеску, в зависимости от калибра, намечено осуществлять на доработанную роторную пусковую установку или на пилоны, размещаемые в бомбоотсеках.
По оценкам американских специалистов, главные трудности при производстве таких БЧ связаны с созданием малочувствительным к внешним воздействием ВВ и производственного оборудования для изготовления и обработки высокопрочных стальных заготовок корпусов БЧ массой 30 т и более.

Зарубежное военное обозрение №3 2003 с. 32-35

Смотрите также
Категория: НИОКР | Добавил: pentagonus (24.03.2003) | Автор: Полковник Р. Щербинин
Просмотров: 7065 | Теги: Р. Щербинин, авиабомбы, УАБ | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
avatar