search
menu
person

NEWS AND UDATES


Перспективные комплексы воздушной радиолокационной разведки ведущих зарубежных стран

Перспективные комплексы воздушной радиолокационной разведки ведущих зарубежных стран

Капитан М. Виноградов

По мнению военного руководства США, средства радиолокационной разведки (РЛР) продолжают играть важнейшую роль в плане обеспечения необходимой и своевременной информацией о деятельности противника как в мирное, так и в военное время. Повышение динамики боевых действий при проведении операций в будущем приведет к ужесточению требований к таким средствам и появлению новых приоритетов в их развитии и применении. Особое значение приобретает использование авиационных комплексов РЛР для решения задач управления войсками и оружием на ТВД.
Авиационные комплексы РЛР имеют ряд преимуществ перед космическими системами (КС) и средствами. Они обладают более высокой оперативностью развертывания, возможностью ведения разведки с большего удаления от линии соприкосновения войск по сравнению с наземными средствами и имеют более высокую периодичность наблюдения, большую территориальную избирательность и меньшую стоимость, чем КС.
В соответствии с взглядами военного руководства США и разработанными концепциями боевого применения ВС авиационные комплексы РЛР будут решать широкий круг задач в различных условиях,- начиная от локальных конфликтов, миротворческих, контр- и антитеррористических операций и заканчивая широкомасштабными боевыми действиями, в том числе с применением оружия массового поражения.
В настоящее время в ведущих зарубежных странах уже создан ряд средств воздушной РЛР (ВРЛР), которые используются для решения отдельных разведывательных задач, однако наиболее эффективные комплексные системы, обеспечивающие ведение видовой разведки, имеются лишь в США. Высокое разрешение получаемых изображений и независимость разведки от времени суток и погодных условий сделали системы ВРЛР одним из основных средств добывания информации на ТВД.
Перспективные средства РЛР должны обеспечить достоверное, точное и полное, в рамках своих возможностей, информирование соответствующих органов управления в наглядной форме в масштабе времени, близком к реальному, о планах и деятельности противника, местности, а также целеуказание системам и средствам огневого и функционального поражения. Лидирующее положение в разработке перспективных систем ВРЛР принадлежит Соединенным Штатам, занимающимся созданием ряда новых комплексов для собственных нужд и для обеспечения ОВС НАТО.

Рис. 1. Основные этапы программы Е-10А «Скводронс»

При этом одним из важнейших требований к перспективным средствам РЛР является модульность их построения, способность оперативной адаптации к конкретным условиям и непрерывное наращивание возможностей. Далее рассмотрены комплексы, разрабатываемые в ведущих зарубежных странах и запланированные к принятию на вооружение до 2015 года,

Рис. 2. Затраты, связанные с переоборудованием самолета

Рис. 3. Затраты, связанные с разработкой РЭО

Рис 4. Затраты на разработки по программе ММА

Рис. 5. Объемы финансирования программы ACS

Многофункциональный самолет разведки и управления (Multisensor Command and Control Aircraft - МО A) E-10 «Скводронс»
Система воздушной радиолокационной разведки Е-10 разрабатывается в рамках программы Е-10 «Скводронс», которая предполагает создание разведывательного самолета с параллельной,реализацией функций управления войсками и оружием на основе полученной разведывательной информации. Программа является логическим продолжением развития системы JSTARS Block 40. Предполагается оборудовать самолет системой связи и передачи данных MP-CDL (Multi Platform Common Data Link) для организации связи, обмена информацией и взаимодействия с другими разведывательными системами, а также с системами управления войсками и оружием.
Самолет Е-10 - ключевой элемент перспективной системы С2 «Констелейшн» (создается в рамках программного элемента РЕ 0207449F), которая предполагает развертывание определенного количества разведывательных средств и средств поражения, действующих в едином информационном пространстве в условиях тесной интеграции, оптимальной обработки разнородной информации, непосредственного взаимодействия.
Предусматривается, что Е-10 будет использовать как собственные бортовые разведывательные средства, так и средства, установленные на других носителях и работающие самостоятельно, обслуживаемые и необслуживаемые. Самолет станет своего рода концентратором, объединяющим потоки разнородной информации от различных разведывательных систем. При этом программное обеспечение, предназначенное для анализа и визуализации, позволит оценивать обстановку и управлять имеющимися ресурсами и, как следствие, планировать полномасштабную военную операцию. Для эффективного решения данной задачи, а также для сокращения времени доведения команд до непосредственных исполнителей предполагается оборудовать самолет системой связи с интерфейсами сопряжения со всеми существующими и разрабатываемыми боевыми единицами. Бортовое разведывательное оборудование будет включать РЛС разведки с синтезированием апертуры антенны, разработанную в рамках программы MP-RTIP (Multi-Platform Radar Technology Insertion Program), которая является ключевой при создании разведывательного оборудования для самолета Е-10А. Основные задачи, которые намечается возлагать на БРЛС, это съемка местности с высоким разрешением и селекция движущихся наземных целей, слежение за воздушными движущимися целями как важная составная часть ПВО. Планируется также оснащение интерфейсами для прямого сопряжения с датчиками разведывательных БЛА и РЛС космического базирования.
Разработка перспективной системы МС2А ведется в рамках программного элемента РЕ 0207450F, который с 2006 года переименован в «Е-10 Скводронс». Соответственно изменились названия программных модулей программного элемента. Эта программа включает два проектных модуля: Р5131, предполагающий переоборудование носителя и его подготовку для размещения радиоэлектронного оборудования (РЭО), и Р5132, ориентированный на создание разведывательного оборудования и интеграцию его в общую структуру комплекса. Оценочные затраты на переоборудование самолета-носителя и разработку РЭО по годам представлены на рис. 2 и 3.
Проект Р5131 предусматривает создание широкофюзеляжной платформы (или на переоборудование существующей с учетом задач программы) в рамках установленного бюджета. В настоящее время единственным рассматриваемым вариантом является переоборудование самолета Боинг 767-400ER. На текущий момент ведется подготовка самолета для установки на нем полноразмерного варианта аппаратуры MP-RTIP и проверки ее функционирования в режиме масштабного поиска наземных целей, а также поиска, обнаружения и сопровождения крылатых ракет. Помимо этого, будут отрабатываться вопросы взаимодействия при работе в системе боевого управления.
Проект Р5132 направлен на создание РЭО, включающего наряду со средствами разведки, анализа и обработки информации подсистему связи и передачи данных. Текущий этап проекта Е-10А предполагает разработку и интеграцию с носителем РЭО, обеспечивающего селекцию воздушных движущихся целей в интересах решения задач ПВО (в частности, обнаружения КР), а также задач селекции наземных движущихся целей и детальной радиолокационной съемки земной поверхности. Кроме того, исследуются вопросы обработки полученной информации и организации каналов передачи данных для доведения их после обработки информации дЪ потребителя. Подобная стратегия по характеру ведения закупок и НИОКР является эволюционной, что обусловлено произведенным анализом оценки рисков, а также экономической эффективности и целесообразности. Проводятся мероприятия по обеспечению параллельной совместной работы системы в режиме селекции воздушных движущихся целей и в одном из режимов, относящихся к разведке наземных целей.
Однако, несмотря на все потенциальные преимущества самолета Е-10, с 2008 года финансирование программы резко сокращено, а с 2010-го будет прекращено. Проект 5132 будет продолжать финансироваться еще в течение двух лет с целью завершения работ по программе MP-RTIP, использование которой предполагается в интересах оснащения БЛА «Глобал Хок» Block 40. Все это делает весьма неоднозначными оценки относительно реального ввода в строй данных самолетов.
Самолет базовой патрульной авиации Р-8А. В США разработан новый самолет БПА Р-8А «Посейдон», который, согласно планам, придет на смену Р-ЗС «Орион». В настоящее время выполняется сборка первого образца. Важной особенностью нового самолета является применение в составе бортового разведывательного оборудования РЛС, имеющей возможность вести разведку в режимах синтезирования апертуры (РСА) и инверсного синтезирования (ИРСА). Последний режим особенно эффективен при решении задач по разведке надводных целей (включая задачу обнаружения перископов подводных лодок).
БРЛС AN/APY-10, которая является доработанным вариантом AN/APS-137(V)5, была разработана как поисковая, способная обнаруживать и сопровождать наземные цели, перископы и шноркели подводных лодок. Она имеет широкие возможности в плане идентификации обнаруженных целей, оценки боевых потерь и слежения. Более эффективное обнаружение перископов подводных лодок обеспечивается за счет использования цифрового сканирующего конвертера и малошумящего предусилителя на входе. Архитектура ИРСА позволяет вести съемку с высоким разрешением, повышает возможности по распознаванию (классификации) малых быстродвижущихся целей, располагающихся недалеко от берега.
Основные функциональные возможности РЛС:
- обнаружение и слежение за наземными (надводными) целями на большом расстоянии;
- более надежное обнаружение перископов;
- ведение морской разведки с большой высоты;
- сопровождение множественных целей;
- высокая устойчивость к подавлению и противодействие ложным целям;
- управление на программном уровне;
- совместимость с системами управления ракетами «Гарпун», «Томахок» и другими;
- прямое взаимодействие с системами управления оружием.
РЛС работает в следующих режимах:
- РСА (длительность импульса 13,2 мкс, средняя мощность 350 Вт, разрешение 2-200 м, частота следования импульсов зависит от дальности);
-ИРСА (соответственно 10 мкс, 230-500 Вт; разрешение 0,6-1,2 м и 500-1 000 Гц);
- обнаружение перископов (5 мкс, 460 Вт и 1,854 кГц);
-поиск/навигация (10 мкс, 200 Вт и 388 Гц).
Также самолет планируется оснастить комплексом электронного противодействия, состоящим из системы управления средствами РЭБ AN/ALQ-213(V), системы направленных ИК помех, системы предупреждения о радиолокационном облучении и системы постановки активных помех.
Разработка самолета Р-8 А ведется в рамках программного модуля № 2696 одноименного программного элемента РЕ 0605500N ММА (Multi-Mission Maritime Aircraft) - «Многоцелевой патрульный самолет». Планируемые финансовые затраты на реализацию программы представлены на рис. 4.
Система воздушной радиолокационной разведки ACS. Перспективным направлением развития средств разведки является интеграция разнородных датчиков (получение разведывательной информации от которых основано на различных физических принципах). В качестве критерия оптимального набора средств разведки выступает информативность результирующих данных. Такой подход позволяет получать наиболее выгодные в информационном отношении комбинации средств разведки.
Указанный принцип положен в основу ком-плексирования разведывательных средств на борту самолета видовой разведки ACS (Aerial Common Sensor), где кроме средств радиолокационной разведки предусмотрено использование датчиков ОЭР, ИКР и РРТР. Фактически данная система будет решать задачи, возлагаемые на две существующие разведывательные системы: ARL и GR/CS (обе планируется снять с вооружения).
Работы по созданию самолета ACS ведутся в рамках программного элемента РЕ 0307207N «Система ACS», в структуре которого присутствует одноименный программный модуль №3015. Объемы финансирования программы ACS представлены на рис. 5.
Контракт на разработку и создание самолета ACS был подписан в 2004 году с компанией «Локхид Мартин интегрейтед системз энд солюшнз». Однако 12 января 2006 года командование сухопутных войск
прервало контракт. В настоящее время СВ и ВМС совместно с ВВС США проводят исследования, связанные с оценкой эффективности будущей системы при работе в качестве компонента общей интегрированной разведывательной среды. Результаты исследования будут известны в начале 2007 года и определят будущую стратегию приобретения.
Система радиолокационной разведки стран НАТО AGS. В странах - участницах НАТО в рамках долгосрочной программы AGS (Alliance Ground Surveillance) планируется создание авиационных разведывательных систем. Основной задачей программы является формирование распределенной сети воздушной радиолокационной разведки с возможностью организации оперативного доведения информации и управления средствами поражения на поле боя. Систему AGS будет разрабатывать консорциум TIPS (Transatlantic Industrial Proposed Solution), объединяющий все страны НАТО, лидирующее положение в котором занимают фирмы «Нортроп-Грумман», EADS, «Га-лилео авионика», «Дженерал дайнэмикс» и «Талес». Воздушный сегмент должен состоять из четырех-восьми пилотируемых разведывательных самолетов и семи-девяти разведывательных БЛА, наземный сегмент будет включать определенное количество мобильных станций. При создании пилотируемых разведывательных самолетов за основу планируется взять самолеты типа А.321, прототипом перспективных разведывательных БЛА будет служить модернизированный БЛА RQ-4B «Глобал Хок». Радиолокационное оборудование намечается производить в рамках программы TCAR (Transatlantic Cooperative AGS Radar).
Разработка разведывательного самолета для ОВС НАТО ведется в рамках программы AGS. Ее планирование и финансирование осуществляются в соответствии с программным элементом 1001018D8Z, в структуре которого имеется единственный программный модуль P018«CncTeMaAGS». В 2004 году управляющий комитет AGS утвердил план развития программы, определив срок предварительной оперативной готовности - 2010 год, а полной - 2013-й.
Анализ рисков, который завершился в ноябре 2005 года, позволил оптимизировать программу по шести направлениям: общее управление; совместимость с другими программами, проводимыми НАТО; взаимодействие с существующими системами; совместимость со стандартами НАТО, интеграция с разведывательной РЛС TCAR и экономическая эффективность.
Система воздушной радиолокационной разведки SOSTAR (Stand-Off Surveillance and Target Acquisition Radar). Европейские страны ведут НИОКР по созданию собственной системы AGS. Это долгосрочный проект, первым этапом которого явилась разработка опытного образца SOSTAR-X консорциумом, объединяющим ряд крупных компаний, таких как «EADS-Дорнье» (Германия), «Талес эрборн системз» (Франция), FIAR (Италия), «Индра» (Испания), «Фок-кер спейс» (Нидерланды). Данный консорциум был организован 23 февраля 2001 года. Его представители при тесном сотрудничестве с правительствами и министерствами обороны соответствующих государств образовали новую компанию, получившую название SOSTAR (центральный офис располагается в г. Фридрихсафен, Германия). Она занималась данными НИОКР в период с 2001 по 2005 год. При этом использовались все достижения и наработки, полученные в ходе реализации национальных программ в области РСА, селекции движущихся целей (СДЦ), создания бортовых РЛС (БРЛС), приемопередающих модулей (ППМ), АФАР, систем обработки сигналов, обработки данных и ряда других систем. SOSTAR-X представлял собой полнофункциональную разведывательную платформу. Установленная на ее борту аппаратура которой позволяла функционировать РЛС в смешанном (РСА и СДЦ) режиме и потенциально была способна решать все возложенные на систему задачи.' Единственным ограничением, накладываемым на опытный образец, являлся маленький размер бортовой АФАР в связи с высокой стоимостью полноразмерных антенных решеток.
Однако с учетом концепции масштабируемых антенн можно утверждать, что улучшение характеристик полноразмерной АФАР будет иметь место только с позиций коэффициента усиления антенны и мощности выходного сигнала, которые находятся в линейной зависимости от количества планарных модулей антенной решетки. В плане возможностей АФАР по решению задач разведки потенциал антенны был реализован полностью. БРЛС твердотельная, разработана с использованием последних достижений в области технологии создания монолитных интегральных схем. При разработке антенны были использованы ППМ, изначально предназначавшиеся для РЛС AMSAR (Airborne Multifunction Solid-state Active array Radar), что позволило снизить риски в ходе НИОКР. ЭВМ управления радиолокационной станцией построена по традиционной схеме с при-
менением параллельной архитектуры при организации вычислений.
Дальнейшие планы развития системы SOSTAR связаны с разработкой общей структуры. По предварительным данным, в ее состав будут входить летательные аппараты (от малых БЛА до широкофюзеляжных пилотируемых ЛА, прототипом которых стал носитель Фоккер-100), имеющие различные тактико-технические характеристики и предназначенные для решения различных задач разведки. Сроки реализации и стоимость в настоящий момент неизвестны, однако, как показал проведенный анализ, система в подобной конфигурации может быть реализована не раньше 2025 года. Оценочная ее стоимость, включая затраты на производство, составляет 10-12 млрд долларов. Сложность создания подобной системы связана не столько с технологическими трудностями (практически вся технологическая база, необходимая для построения системы, либо уже имеется, либо находится на стадии лабораторных испытаний с последующим внедрением), сколько с сетевой организацией сбора информации, причем узловыми элементами этой сети будут разведывательные БЛА. Данный подход влечет за собой проблемы при организации связи, слаженного взаимодействия и управления, распределения и обработки информации. Не решена также задача противодействия средствам РЭБ противника, действия которых могут свести на нет все усилия, затраченные на организацию работы в составе сети.
Система воздушной радиолокационной разведки ASTOR (Великобритания). Программа ASTOR (Airborne Stand-Off Radar) разрабатывается в интересах министерства обороны этой страны фирмой «Рейтеон системз» - генеральным подрядчиком. Субподрядчиками являются компании «Бомбардье аэроспейс» (носитель), «L-3 коммьюникейшнз» (наземные станции), «Месье Доути» (наземная инфраструктура), «Роллс-Ройс» (двигатели) и «Агуста Уэстленд».
Контракт стоимостью 1,2 млрд долларов, подписанный в декабре 1999 года, предусматривал разработку бортовой РЛС, переоборудование самолета гражданской авиации и подготовку его для решения задач воздушной радиолокационной разведки, а также поставку восьми наземных пунктов сбора и обработки информации. Основной задачей, возлагаемой на новую систему, является информационное обеспечение высшего военного руководства о текущей ситуации в ходе ведения боевых действий, кроме того, предполагается осуществлять сбор и обработку разведывательной информации, а также обеспечивать взаимодействие войск.
В состав системы будут входить пять самолетов, оборудованных РЛС с синтезированной апертурой, имеющих возможность работать в двух режимах - обзора земной поверхности и селекции наземных движущихся целей, а также наземные станции (шесть предназначены для решения тактических задач и две - оперативных), объединенных в сеть с целью повышения живучести модифицированного варианта ASTOR и скорости обработки информации, которая в случае сетевого построения системы может выполняться параллельно.
В качестве носителя выбран лайнер бизнес-класса «Глобал Экспресс» фирмы «Бомбардье». На его борту установлена РЛС, созданная на базе ASARS-2, доказавшей свою надежность во время эксплуатации на самолете U-2. Наземные станции тактического уровня размещаются на автомобилях типа «Штайр», имеющих колесную формулу 6 х 6, в то время как станции оперативного звена представляют собой небольшие контейнеры. Принятие системы на вооружение намечено на конец 2008 года.
Таким образом, к 2015 году на вооружении всех ведущих зарубежных стран будут находиться комплексы воздушной РЛР, которые позволят им вести детальную видовую разведку на поле боя.

Зарубежное военное обозрение №2 2008



Другие материалы по теме
Смотрите также
Категория: НИОКР | Добавил: pentagonus (14.02.2008) | Автор: Капитан М. Виноградов
Просмотров: 11330 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar