search
menu
person

NEWS AND UDATES


Об особенностях экспорта американского вооружения в страны Латинской Америки в новых условиях (2002)

Об особенностях экспорта американского вооружения в страны Латинской Америки в новых условиях.

Полковник С. Биготов

По оценкам специалистов министерства обороны США и исследовательской службы конгресса и ВПК, государства Латинской Америки представляют собой весьма перспективный, потенциально емкий рынок товаров и услуг военного назначения.

Несмотря на отмечаемое в настоящее время снижение показателей стоимостных объемов как новых экспортных соглашений, ежегодно заключаемых со странами данного региона, так и реализованных поставок им вооружения и военной техники (В и ВТ) по ранее подписанным контрактам, интерес к этому рынку проявляют практически все ведущие мировые экспортеры оборонной продукции. В Вашингтоне прогнозируют дальнейшее обострение конкурентной борьбы между ними за установление и удержание контроля над латиноамериканским рынком и отдельными его секторами.
Администрация Дж. Буша в этих условиях последовательно наращивает объемы безвозвратных кредитов, выделяемых странам Латинской Америки для приобретения теми товаров американского производства и предоставления им услуг военного характера.
Утверждение средств на данные цели производится конгрессом страны на ежегодной основе в ходе рассмотрения статьи федерального бюджета «Финансирование зарубежной деятельности» (Foreign Operations), составной частью которой является программа «Предоставление финансовой помощи иностранным государствам на военные цели» (Foreign Military Financing - FMF). Она реализуется в соответствии с положениями «Закона о контроле за экспортом вооружений», позволяющими странам - получателям кредитов использовать их для закупок продукции американского ВПК как по государственной линии (на основании межгосударственных соглашений, ответственным за выполнение которых от имени федерального правительства США выступает Пентагон), так и по частным каналам (непосредственно у фирм-производителей на основании санкционирующих экспортных лицензий госдепартамента).
В соответствии с решением конгресса на 2002 финансовый год (1 октября 2001-го - 30 сентября 2002-го) странам латиноамериканского региона по программе FMF выделено 18 млн долларов, что на 13 млн (260 проц.) превышает аналогичный показатель 2001-го.

Страны

1999 2000 2001 2002
Аргентина 0,85 0,45 0,995 2
Багамские о-ва 0,13 0,5 0,139 0,1
Белиз 0,1 0,1 0,199 0,3
Боливия - - - 2
Гаити 0,3 0,3 0,448 0,6
Гайана 0,1 0,1 0,124 0,6
Доминиканская Республика 0,37 0,4 0,647 0,22
Панама 0,59 - - 1
Перу - - - 1
Сальвадор - - - 3,5
Суринам 0,475 - - 0,25
Тринидад и Тобаго 0,225 0,25 0,299 0,4
Уругвай       1
Чили       1
Эквадор       1
Ямайка 0,5   0,582 0,9
Страны Восточно-Карибского региона 1,3 1,3 1,542 2,13
Всего 4,44 3,45 4,975 18
Таблица 1 Распределение объёмов американских кредитов странам Латинской Америки в 1999 - 2002 финансовых годах в рамках программы "Предоставление финансовой помощи на военные нужды иностранным государствам" (млн долларов)

В 2002 финансовом году половина общего объема кредитов Латинской Америке (9 млн долларов) впервые выделена целевым назначением семи странам на «поддержание региональной стабильности» и «предотвращение кризисных ситуаций». В Вашингтоне считают, что это обеспечит дальнейшее развитие двусторонних контактов в оборонной сфере с наиболее влиятельными государствами региона под предлогом оказания содействия в обеспечении более активной вовлеченности этих стран в военную составляющую международной миротворческой деятельности и ликвидацию очагов напряженности в Западном полушарии (табл. 1).
В рамках указанной программы США намерены поставить в текущем году в латиноамериканские страны самолеты базовой патрульной авиации Р-3, военно-транспортные самолеты С-130, учебно-боевые штурмовики TA-4J, многоцелевые вертолеты UH-1H, вертолеты СН-3, танки М60АЗ, зенитные установки, артиллерийские орудия
и бронемашины, патрульные катера и моторные лодки, а также широкий спектр стрелкового оружия. Наряду с этим государствам региона предложено большое количество боеприпасов различных типов к американскому оружию, тренажеров, средств связи, компьютерной техники, запасных частей к В и ВТ, предметов военного снаряжения и экипировки.
Кроме того, американская администрация в целях противодействия повышению влияния в Латинской Америке европейских и азиатских государств - производителей военной техники все чаще предлагает странам региона высокотехнологичные вооружения (их экспорт был запрещен до 1 августа 1997 года). Так, в начале текущего года подписан контракт на поставку в Чили 10 самолетов F-16 C/D Block 50 для национальных ВВС, а в мае 2002-го Пентагон принял решение о готовности продать Бразилии 12 истребителей F-16 c авиационными управляемыми ракетами AIM-120C AMRAAM класса «воздух-воздух». Данные УР поставляются в этот регион впервые.
Новые экспортные соглашения. В период с 1993 по 1996 год на долю государств Латинской Америки приходилось 6,2 проц. общей стоимости новых экспортных соглашений о поставках В и ВТ, заключенных со всеми развивающимися странами. По оценкам американских экспертов, в период с 1997 по 2000 год этот показатель снизился до 4,3 проц. под влиянием негативных факторов экономического характера, воздействие которых на ситуацию на рынке будет проявляться и в последующие годы.
На фоне общего сокращения емкости латиноамериканского рынка Соединенным Штатам удалось не только сохранить, но и упрочить лидирующие позиции в проработке и подписании новых контрактов со странами региона. Доля США в суммарном объеме новых контрактов (табл. 2 и 3) возросла с 24,9 проц. (1993 - 1996) до 36,3 (1997 - 2000). Отмечается снижение активности российских экспортеров (5,8 против 7,7 проц.), а также уменьшение роли практически всех основных европейских экспортеров и Китая.

Таблица 2 Распределение объёмов по новым экспортным соглашениям о поставках В и ВТ странам Латинской Америки в стоимостном отношении. (млрд долларов)
Страны-экспортеры 1993-1996 1997-2000
США 1,295 1,293
Россия 0,400 0,200
Франция 0,300 0,300
Великобритания 0,400 0
Китай 0,100 0
Германия 0,200 0
Италия 0,400 0,100
Другие европейские экспортеры 1,300 1,200
Прочие экспортеры 0,800 0,400
Всего 5,195 3,453

Согласно докладу государственного департамента конгрессу США, представленному осенью 2001 года, в 2000 финансовом году частным компаниям и фирмам американского ВПК были выданы санкционирующие лицензии на общую сумму 1,374 млрд долларов для поставок оборонной продукции латиноамериканским странам по «частному каналу». Всего в 2000 финансовом году государственный департамент выдал разрешение на поставки В и ВТ в 38 стран региона. Наиболее крупные объемы потенциальных сделок пришлись на Мексику (254,8 млн долларов), Французскую Гвиану (108,9 млн), Венесуэлу (108,7 млн), Аргентину (9,6 млн), Колумбию (72,8 млн).
Из общего объема санкционированных для латиноамериканских государств сделок 712,2 млн долларов относятся к категории «товары военного назначения» (в 1999 году - 626,5 млн) и 662,3 млн - к категории «услуги военного назначения» (в 1999-м -554,8 млн).

Как полагают в США, подобное положение обусловлено прежде всего проводимой Вашингтоном в последние годы агрессивной экспортной политикой, направленной на жесткое подавление конкурентов при одновременном формировании наиболее благоприятных условий для продвижения интересов собственных поставщиков товаров и услуг военного назначения.
Реализованные поставки. В период с 1993 по 1996 год на государства Латинской Америки приходилось 5,1 проц. общего стоимостного объема реализованных поставок товаров и услуг военного назначения развивающимся странам. В период с 1997 по 2000 год этот показатель снизился до 3,5 проц. Соединенные Штаты удерживали первое место в течение указанных четырехлетних периодов с показателями 47,1 и 39,7 проц. суммарной стоимости поставок этим странам соответственно. Второе место принадлежало российским экспортерам В и ВТ, однако в США прогнозируют постепенное снижение в обозримом будущем доли продукции ВПК РФ (табл. 4 и 5).
В целом Соединенные Штаты рассматривают увеличение объемов экспорта В и ВТ латиноамериканским государствам как эффективный инструмент наращивания своего военного присутствия в данном регионе и стимулирования их к развитию военно-технического сотрудничества именно с Вашингтоном, а также в качестве одной из форм обеспечения предприятиям ВПК США преимуществ в конкурентной борьбе за освоение этого рынка вооружений.
 
Таблица 3 доля государств поставщиков в суммарном объёме новых соглашений о поставках В и ВТ странам Латинской Америки в стоимостном отношении. (%)
Страны-экспортеры
1993-1996
1997-2000
США
24,93
36,29
Россия
7,70
5,79
Франция
5,77
8,69
Великобритания
7,70
0
Китай
1,93
0
Германия
3,85
0
Италия
7,70
2,90
Другие европейские экспортеры
25,02
34,75
Прочие экспортеры
15,40
11,58
Всего
100
100
 
Таблица 4 распределение стоимостных объёмов реализованных поставок В и ВТ странам Латинской Америки в стоимостном отношении. (млрд. д)
Страны-экспортеры 1993-1996 1997-2000
США 2,402 1,383
Россия 0,300 0,300
Франция 0,300 0,200
Великобритания 0,200 0,200
Китай 0,100 0
Германия 0,200 0,200
Другие европейские экспортеры 0,800 0,900
Прочие экспортеры 0,800 0,300
Всего 5,102 3,483
 
Таблица 5 Доля государств-поставщиков в новых соглашениях о поставках В и ВТ странам Латинской Америки в стоимостном отношении. (%)
Страны-экспортеры 1993-1996 1997-2000
США 47,08 39,71
Россия 5,88 8,61
Франция 5,88 5,74
Великобритания 3,92 5,75
Китай 1,96 0
Германия 3,92 5,74
Другие европейские экспортеры 15,68 25,84
Прочие экспортеры 15,68 8,61
Всего 100 100
ЗВО №9 2002 с 14-17
Смотрите также
Категория: Общевойсковые вопросы | Добавил: pentagonus (20.01.2003) | Автор: Полковник С. Биготов
Просмотров: 4139 | Теги: сотрудничество, экспорт вооружения, латинская америка, С. Биготов | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar