Взгляды специалистов ВМС США на применение флота в арктическом регионеКапитан А. Антонов После распада Советского Союза военно-политическое руководство (ВПР) США не рассматривало Арктику в качестве стратегически важного в военном отношении региона. Она практически не упоминалась в концептуальных документах американских вооруженных сил (ВС). Однако в последнее время ситуация изменилась. Значение Арктики как в геополитическом, так и в военном отношении в последние годы значительно возросло. Глобальные климатические изменения, произошедшие в регионе и повлекшие рост температуры, привели к таянию льдов и повышению доступности богатейших природных ресурсов, а также транспортных и других возможностей. Вашингтон в последние годы активно продвигает в этом регионе свои национальные интересы, отводя при этом значительную роль вооруженным силам. Американское ВПР озабочено увеличением активности российских ВС в Арктике, которая всё больше рассматривается как "арена геополитического соперничества между США, Россией и Китаем". Однако согласно "Арктическому стратегическому обзору ВМС США" вероятность развязывания военного конфликта в этом регионе оценивается как низкая.
В 2019 году был обновлен ряд документов, касающихся действий американских ВС в Арктике, среди которых: В июне 2020 года президент Д. Трамп подписал "Меморандум по обеспечению национальных интересов в Арктике и Антарктике". В нем было заявлено, что стране необходим ледокольный флот, который планируется построить к 2029 году. Кроме того, отмечалась возможность фрахтования иностранных судов этого класса до ввода в эксплуатацию собственных. В начале 2021 года опубликована арктическая программа "Синяя Арктика". В ней выделены три основных направления деятельности ВС США в регионе: Американские военные специалисты признают, что ВМС страны столкнутся с проблемами в случае военных действий в Арктике. Уолтер Бербрик, профессор военно-морского колледжа и руководитель группы арктических исследований, отметил, что военно-морские силы предназначены для ведения боевых действий прежде всего в теплых водах. Кроме того, потребуется время (от нескольких суток до нескольких недель) для того чтобы корабли смогли прибыть в регион в случае возникновения кризиса. Бывший комендант береговой охраны (БОХР) адмирал Пол Зукунфт в сентябре 2020 года заявил, что в северных широтах возникают значительные проблемы с владением обстановкой. Кроме того, отмечается, что нахождение в регионе усложняется из-за отсутствия американских военно-морских баз и ледокольного флота, точных навигационных карт, метеорологических и гидрографических данных, ограниченных коммуникационных возможностей и связи за полярным кругом, тяжелых погодных условий, а также необходимости кардинально совершенствовать системы навигации. Вместе с тем руководство ВС США исходит из того, что присутствие в регионе приравнивается влиянию в нем. Поэтому в последние годы в Арктике усилилась оперативная и боевая подготовка ВМС. В октябре 2018 года впервые за последние 20 лет отмечено нахождение здесь американского авианосца, в мае 2020-го впервые с середины 1980-х годов надводные корабли США провели учения в Баренцевом море. В ближайшей перспективе можно ожидать увеличения количества проводимых маневров, в том числе с привлечением стран - партнеров по НАТО и государств региона. Их целями, по заявлениям американского ВПР, являются: Наиболее крупными учениями ВМС США в регионе являются: Военное присутствие США в Арктике в ближайшие годы будет обеспечиваться в основном за счет подводного флота, который имеет значительный опыт действий в этом регионе. С 1947 года подводные лодки 96 раз задействовались здесь (в ходе учений, походов на Северный полюс и так далее). Министр ВМС Кеннет Брейтуэйт заявил, что подобная практика продолжится. Подводные лодки вносят наиболее существенный вклад в демонстрацию военных возможностей США в Арктике. Некоторые сенаторы, в том числе Дэн Салливан, считают, что Соединенным Штатам необходимо более активно осуществлять демонстрацию флага, привлекая к маневрам большее число надводных кораблей. Однако присутствие надводных сил потребует значительных инвестиций в строительство специальных кораблей для ледовых условий, ледоколов и соответствующей инфраструктуры. Планируется, что с уменьшением площади ледового покрова численность надводного флота в Арктике будет расти. С этой же целью в США началось строительство ледокольного флота. На сегодняшний день США располагают двумя ледоколами: "Полар Стар" и "Хили". Первый введен в эксплуатацию в 1976 году и давно превысил 30-летний срок службы. Несмотря на то что судно устарело, БОХР планирует использовать его до ввода в строй новых ледоколов. В двигательном отсеке "Хили" в августе 2020 года произошел пожар, после которого он находится на ремонте и будет восстановлен в 2021-м. Оба ледокола неатомные и используются в основном для научных исследований в Антарктике. Кроме того, три судна ледового класса ("Натаниэль Палмер", "Лоуренс Гоулд" и "Сикулик") используются в интересах национального научного фонда (независимого агентства при правительстве США). Они были построены как океанографические исследовательские с ледокольными возможностями и не могут заниматься проводкой судов в Арктике. Еще в 2010 году в ходе исследования возможностей командование БОХР пришло к выводу, что "береговой охране для выполнения установленных законом задач требуются три тяжелых и три средних ледокола". С того времени неоднократно поднимался этот вопрос, однако финансирование программы началось только в 2017-м. На данный момент запланировано строительство трех тяжелых ледоколов, первый из которых намечено передать БОХР в 2024 году. Судно будет иметь дизель-электрическую силовую установку и автономность 90 сут. Сдача еще двух однотипных ледоколов намечена на 2026 и 2027 годы. Порт приписки - г. Сиэтл (штат Вашингтон). Срок эксплуатации 30 лет. Техническое задание на строительство судов не включало установку вооружения, однако проект должен иметь возможность его корректировки в перспективе. ВМС США, как уже отмечалось, при проведении операций в регионе сталкиваются с проблемой отсутствия военно-морских баз. Северное и северо-западное побережья Аляски мелководные и не могут использоваться для судов с большой осадкой. В связи с этим они вынуждены базироваться за пределами региона на континентальной части страны, что создает логистические и иные проблемы. Американским ВПР и военными специалистами уже несколько лет обсуждается возможность строительства военно-морской базы на севере Аляски. Есть и противники этого проекта. В качестве доводов против они называют высокую стоимость строительства и содержания базы, невозможность использования ее круглогодично в связи с оледенением акватории зимой и проведения здесь ремонта кораблей, а также влияние тяжелых природных условий на личный состав и членов их семей. В качестве одного из вариантов создания в регионе глубоководного порта рассматривается расширение и модернизация уже существующего в г. Ном (штат Аляска), который находится в 230 км от полярного круга. Обсуждение этого проекта на сегодняшний день продолжается.
Таким образом, взгляды американских военных специалистов свидетельствуют о необходимости более активного применения флота США в Арктическом регионе с целью защиты национальных интересов и своевременного реагирования на возникающие угрозы. В связи с этим командование американских ВМС считает целесообразным нарастить интенсивность мероприятий оперативной и боевой подготовки в Арктике, применяя не только подводные лодки, но и надводные корабли, а также увеличить количество ледоколов и развить военную инфраструктуру региона. Смотрите также | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 1149 | | |
Всего комментариев: 0 | |